7 февраля 1992 года при исполнении воинского долга погиб военный лётчик, генерал-майор авиации, начальник Липецкого центра боевой подготовки ВВС Минобороны России Суламбек Сусуркулович Осканов.

sulambek-oskanov

Эта смерть всколыхнула всю страну. О мужестве и героизме генерала, погибшего за штурвалом боевого самолёта, говорили в каждом уголке России, и вся страна единодушно признала его национальным героем. В трудный период, когда общество пребывало в растерянности, а государство – в послеперестроечном хаосе, Суламбек Осканов продемонстрировал людям образец офицерской чести и высокого морального духа.

У Российской Федерации появились свои герои, а собственной высшей награды в стране ещё не было. Именно подвиг Осканова побудил правительство России учредить звание Героя Российской Федерации.

Подвиг Осканова стал одним из тех событий, которые легли в фундамент новой России, сильной и крепкой.

Ингушетия, село Плиево — родина Суламбека Осканова. Родился Суламбек во время войны, 8 января 1943 года, в многодетной крестьянской семье. У него было 9 братьев и сестёр. Семья не позволяла себе излишеств, и Суламбек рано научился понимать, что действительно необходимо для достойной жизни, а без чего можно обойтись.

С Назранью тоже связан один из эпизодов биографии Суламбека Осканова. Здесь он учился в школе. А в ремесленное училище он поступил в Грозном, где жил его брат. Жили они недалеко от грозненского аэропорта, и юный Суламбек часами мог смотреть на взлетающие и садящиеся самолёты. При первой же возможности он записался в местный аэроклуб и с тех пор не представлял своего будущего вне авиации.

Суламбек поставил себе целью стать боевым лётчиком и шёл к этой цели кратчайшим путём. Он учился и тренировался упорно и методично, и казалось, что его закалённый организм не знает усталости.

В 19 лет Суламбек Осканов поступил в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков – учебное заведение, которое к тому времени давно уже стало легендарным… Создано оно было в 1910 году по повелению императора Николая  Второго. В его организации участвовал один из пионеров мировой авиации, Михаил Ефимов. Среди его преподавателей был лётчик, который первым в истории научился выводить самолёт из штопора – Константин Арцеулов. Один из выпускников училища – основоположник высшего пилотажа Пётр Нестеров… Во время войны 289 качинцев стали Героями Советского Союза… Это заведение Суламбек Осканов окончил с отличием. Более того – как лучшего выпускника его оставили в училище инструктором.

Через три года после окончания училища Осканов стал заместителем командира учебной авиационной эскадрильи. Тогда ему самому казалось, что в его жизни произошла серьёзная перемена… Но на самом деле его жизнь очень круто изменилась только спустя ещё три года.  Когда он познакомился со своей будущей женой Раисой.

Когда единственным смыслом жизни Суламбека была авиация, он и не представлял себе, что может быть как-то иначе. Когда у него появилась семья, вся его жизнь перевернулась. Он относился к своим домашним с любовью и трепетом, оберегал их покой и защищал от любых неурядиц. Он был образцовым мужем и отцом. Но не зря говорят, что за спиной любого великого мужчины стоит великая женщина. Раиса посвятила себя мужу полностью и безраздельно.

В их доме царили мир, тишина и покой. Пока Суламбек занимался своими военными задачами, Раиса обеспечивала ему прочный тыл. Наверное, не в последнюю очередь по этой причине Суламбек Осканов всегда излучал спокойствие и оптимизм, которые так нравились в нём людям… Он был очень коммуникабельным человеком, внимательным и чутким собеседником. Он был настоящим интеллигентом, умевшим поставить себя на место окружающих и проникнуться их проблемами.

Суламбек Осканов вёл себя так, что любому человеку, с которым хотя бы раз сталкивала его судьба, хотелось с ним дружить и сотрудничать. Каждый попадал под его обаяние, потому что чувствовал в нём искреннего, доброжелательного и порядочного человека. Он умел воодушевить людей и зарядить их собственным энтузиазмом. Эти качества Осканова в сочетании с его великолепным уровнем профессиональной подготовки делали его незаменимым руководителем. Поэтому повышения по службе следовали одно за другим, а командование нарадоваться не могло таким великолепным офицером.

Суламбек Сусуркулович был дальновидным стратегом. Он тщательно подбирал себе команду единомышленников и долго «выращивал» тех людей, которым он мог доверять. Но даже и без всякой стратегии, даже случайному встречному, он оказывал столько внимания, сколько было возможно в каждом конкретном случае. Не ожидая никакой выгоды и не ища ничьего одобрения. Просто потому, что он был так воспитан и потому, что испытывать неподдельный, бескорыстный интерес к окружающим было в его характере.

Авиация всегда была элитным родом войск. А Суламбек Осканов руководил центром подготовки элиты военной авиации. Его личный авторитет был чрезвычайно высок не в последнюю очередь потому, что он сам летал лучше любого другого инструктора. Коллеги – пилоты ему верили, потому что в своём деле он был специалистом высочайшего уровня. Он обучал курсантов своим личным примером, чтобы сделать из них лётчиков-асов. Он давал пилотам подготовку экстра-класса.

7 января 1992 года генерал Суламбек Осканов вылетел на новейшем самолёте МиГ-29… Как разворачивались события, эксперты государственной комиссии восстановили впоследствии по показаниям «чёрного ящика» до секунды. В полёте у лучшего на тот момент самолёта в мире отказало навигационное оборудование. Осканов летел ночью, в сложных метеоусловиях, при практически нулевой видимости. Когда он вышел из облаков и сумел сориентироваться на местности, оказалось, что спасти самолёт уже нельзя. Он оценил ситуацию и всё понял в долю секунды. По правилам он должен был катапультироваться, времени у него оставалось ещё две с половиной минуты. Но под его многотонной махиной с полными баками горючего лежал город… Две с половиной минуты – это много или мало? Этого времени оказалось достаточно, чтобы обессмертить свое имя и прославить свой народ… Осканов всё рассчитал точно. Двух с половиной минут ему хватило на то, чтобы увести самолёт от человеческого жилья. Он сделал всё, что мог сделать виртуозный пилот – он выиграл ту самую долю секунды, которая была нужна, чтобы его самолёт на скорости в сотни километров в час преодолел ещё 50 метров.

Суламбек Сусуркулович Осканов в жизни преподал много уроков своим курсантам. Но свой главный мастер-класс он провёл в свои последние две с половиной минуты.

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...

Суламбек Осканов любил стихи Расула Гамзатова. А стихотворение «Журавли» было его любимым.

Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!

Суламбек Осканов навсегда занял своё место в пантеоне Героев. Он навсегда остался в сердцах людей – и тех, которые близко его знали, и даже тех, которые родились спустя много лет после того, как он ушёл из жизни.

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Именем Суламбека Осканова названы улицы в Липецке и в станице Орджоникидзевская, школа, где он учился. В его честь установлены памятники, ему посвящены музеи. Но лучшая дань памяти Осканова – молодые ребята, которые собираются пойти по его стопам.

Он оставил этот мир и оставил нам вечную добрую память о себе – генерал Суламбек Осканов, герой с мягкой улыбкой, внимательными глазами и благородным сердцем.

{"type":"MBR_ENVIRONMENT"}

от admin06